Обзоры музыкальных новинок этой осени
John Zorn "Astronome" (Tzadik) 2006
Этот диск продолжает осмысление Джоном Зорном творчества английского мистика Алистера Кроули и французов Антонена Арто (драматурга-сюрреалиста) и Эдгара Вареза (композитора-минималиста), начатое на вышедшем ранее в этом году альбоме "Moonchild". Первоначально "Astronome" было названием планировавшегося совместного проекта Арто и Вареза, который так и не был закончен, что дало Зорну возможность попытаться продолжить проект собственными силами.
"Astronome", как и "Moonchild", записан одним из самых удачных составов, когда либо работавшим с Зорном: на басу Тревор Данн (игравший с Зорном в "Masada"), на ударных Джои Бэрон (бессменный ударник "Naked City") и вокалист Майк Паттон, представления, вообще говоря, не требующий. Сам Зорн в записи диска участвовал только как композитор, дирижер и аранжировщик. Впрочем, на альбоме есть что послушать и без его саксофона: в музыкальном плане "Astronome" является продолжением "Moonchild", а значит слушателя ждет шквал тяжелого хард-кора, щедро сдобренного визгами Паттона, размазанными по всему его вокальному диапазону.
Обязательный экспонат для музыкальной коллекции любого фаната Джона Зорна, менее увлеченным людям вполне хватит одного из двух альбомов для получения завершенного представления об обоих.
Moya [Maire] Brennan "Signature" (Universal) 2006
Уже второй год подряд Мойя Бреннан, бывшая вокалистка Clannad, выпускает свои сольные альбомы аккурат под Рождество. Прошлый - "An Irish Christmas" - вышел в ноябре 2005, новый - седьмой по счету - в октябре. И если в прошлом году Мойя была в явно проигрышной позиции на фоне релиза альбома Энии (своей младшей и значительно более успешной сестры) "Amarantine", изданного в том же ноябре, то в этом году в нише псевдо-кельтской world music у Мойи соперников не предвидится. Нельзя же в самом деле считать соперником переиздание "Amarantine" с дополнительным диском бонусов, надерганных из старых альбомов.
В музыкальном плане "Signature" ничем не отличается от "An Irish Christmas" и всех остальных сольников Мойи - времена добротного фолка Clannad прошли, теперь в моде сделанная по шаблону world music, в которой от собственно ирландского фольклора остались только несколько рафинированных музыкальных ходов.
Диск идеален для фонового прослушивания, музыка старательно пытается не обратить на себя внимания и ей это прекрасно удается. Единственное, что может вызвать у слушателя удивленный взгляд, это названия отдельных треков - "Black Night" и "Purple Haze", впрочем, вынужден разочаровать - ничего общего с Яном Гилланом и Джими Хендриксом у них нет.
The Decemberists "The Crane Wife" (Capitol) 2006
Подписание контракта с мажорным лэйблом для инди-группы, как правило, означает переход к поп-музыке. Декабристам в этом плане повезло - хоть они и считаются инди-рокерами, но играют все же именно поп, так что их первый диск на лэйбле Capitol звучит не более попсово, чем его предшественники, вышедшие на независимых лэйблах. Впрочем, поп-музыку они играют очень качественную и переход на Capitol позволил довести это качество до абсолюта.
У группы есть все, что нужно для успеха у современного молодого слушателя: четкие запоминающиеся гитарные рифы, упругие партии ударных, обаятельный вокал, гармоничные мелодии и неглупые песни. А благодаря деньгам нового лэйбла - еще и качественная, слаженная запись. Если вы без ума от Тома Йорка, в курсе, кто такие "R.E.M.", и уже купили последний альбом Земфиры, то этот диск вас наверняка заинтересует.
Sting "Songs from the Labyrinth" (Deutsche Grammophon) 2006
Джон Доулэнд - это английский лютнист 16-17 веков, один из самых известных поп-музыкантов позднего ренессанса. Поэтому вполне логично, что интерпретацией песен Доулэнда занялся один из самых известных поп-музыкантов нашего времени - Стинг. Весь альбом "Songs from the Labyrinth", вышедший на классическом лэйбле Deutsche Grammophon, состоит из песен Доулэнда и отрывков из его автобиографического письма в исполнении Стинга.
Несмотря на то, что идея записи этого диска была навеяна лютней, подаренной Стингу гитаристом Домиником Миллером, большинство партий лютни на альбоме исполняет не он, а боснийский лютнист Эдин Карамазов. Сам Стинг подыгрывает ему только на трех-четырех треках. Что, впрочем, идет альбому только на пользу, ибо Карамазов не зря считается одним из лучших мировых исполнителей на лютне.
Сами песни никак не выдают свой весьма солидный возраст - самая поздняя датирована 1610 годом, - все они звучат вполне в духе последних альбомов исполнителя. При всей моей нелюбви к переработке шведской группой "Garmarna" песен Хильдегарды фон Бинген (1098-1179), даже они сделаны более бережно по отношению к первоисточнику.
Без всякой необходимости на то, между песнями Стинг зачитывает отрывки из письма Джона Доулэнда сэру Роберту Сесилу, написанное в Нюрнберге в 1595 году. И раздражает даже не столько бесполезность воспоминаний Доулэнда о жизни в Европе, сколько тот неизмеримый пафос, с которым Стинг эти воспоминания зачитывает.
В общем, если просуммировать почти полное самоустранение Стинга от записи музыкальных партий диска, скуку, которую неизменно навевает его голос, и ненужный пафос, то получится, что, хоть этот диск и стоит послушать, но уж точно не ради Стинга.
Nigel Kennedy "Blue Note Sessions" (Blue Note) 2006
Один из лучших современных скрипачей, Найджел Кеннеди, с детства мечтал записать альбом джазовых импровизаций, и вот в этом году его мечта, наконец, сбылась - на лэйбле Blue Note вышел его первый джазовый диск. В качестве сессионных музыкантов были задействованы лучшие кадры Blue Note - тут и Лаки Петерсон, и Джек ДеДжонетт, и Рон Картер, и сам Джо Ловано. Материал альбома наполовину состоит из композиций малоизвестных, но тем не менее вполне достойных внимания, джазовых музыкантов 50-60-х годов (Кенни Баррела, Дюка пирсона, Джонни Листона Смита, Хорэйса Силвера), наполовину - из сочинений самого Кеннеди и его соратников по записи.
В результате получился очень легкий и уютный фанк-фьюжн, что, впрочем, было вполне предсказуемо: столько именитых музыкантов, собравшихся вместе, просто не могли записать что-то плохое. До выхода альбома у меня были опасения, что скрипке Кеннеди будет отведена солирующая роль, но этого, к счастью, не случилось: все инструменты звучат очень сбалансированно, скрипичных соло на диске не больше, чем, к примеру, партий саксофона и фортепиано. Да и композиции авторства самого Кеннеди звучат ничуть не слабее остальных работ. Так что диск можно считать прекрасным подарком как поклонникам замечательного скрипача, так и всем любителям джаза.
Joanna Newsom "Ys" (Drag City) 2006
Эта осень выдалась весьма урожайной на релизы нео-фолковых исполнителей: свои новые пластинки выпустили и Animal Collective, и Карен Далтон, и маленькая девушка с большой арфой - Джоанна Ньюсом. Но, несмотря на то, что арфистов на современной поп-сцене не так уж много, Джоанна Ньюсом примечательна, в первую очередь не арфой, а своим голосом. Ее голос противен даже по меркам нетребовательного к вокальным данным нео-фолка (бледный вокал Бенхарта, неблагозвучный фальцет Дэниэльсона...), он напоминает то вокальные упражнения Бьорк времен "Post", то пение шестилетнего ребенка. Однако, если проникнуться, то от тотальной неправильности ее голоса можно даже получить определенное аудиальное извращенное удовольствие.
"Ys" состоит всего из пяти песен, правда, самая короткая из них длится целых 7 минут. В музыкальном плане "Ys" значительно разнообразнее двух своих предшественников, где единственным музыкальным инструментом была арфа. Струнные и духовые аранжировки для Ньюсом делал сам Ван Дайк Паркс, известный благодаря своей работе с Beach Boys.
Открывает альбом двенадцатиминутная баллада "Emily", сделанная в характерных для Ренессанса интонациях. За ней идет басня "Monkey & Bear", музыкальное сопровождение которой идеально влилось бы в звуковую дорожку какого-нибудь старого советского мультфильма. Лиричный пост-модернистский сонет "Sawdust & Diamonds" выглядит своеобразным музыкальным мостиком к предыдущему творчеству Джоанны - это единственный трек на альбоме, в котором арфа звучит одна, без дополнительных аранжировок. Сложный, полный символизма "Only Skin" слушается на одном дыхании, несмотря на свои 17 минут хронометража. А самых стойких слушателей под конец трека ждет небольшой, но приятный сюрприз. Последняя песня - "Cosmia" - самый короткий и, одновременно, самый легкий трек на альбоме благодаря относительной непритязательности текста и обилию аранжировок, порой заслоняющих собой голос Джоанны.
В общем, если нестандартные вокальные данные исполнителя не мешают вам воспринимать качественную музыку, то этот диск безусловно стоит послушать.
A.D. (flowerchild@ukr.net)